Уже очень много сказано о легендарном монастыре Шаолинь в Китае. Однако известно очень мало исследований тех историй, которые издревле существуют вокруг храма Шаолинь. Их прояснение требует большой работы.
Шаолинь, как полагают многие, является родиной традиционных восточных единоборств. Тесно связано с историей храма Шаолинь имя Бодхидхармы или Дамо. Бодхидхарма, почитается буддистами как 28-й прямой потомок Будды и первый патриарх китайского дзен. Ему приписывается создание новой философии или, правильнее сказать, системы медитаций, системы постижения истины через свой опыт (прямой путь), а не при помощи чтения сутр или священных книг. Также многие считают, что Бодхидхарма разработал собственную систему рукопашного боя в Шаолинском монастыре.
Насчитывается огромное количество историй об этом человеке, вследствие чего исследователями были подняты вопросы о его происхождении и деятельности. Кто был Бодхидхарма, и насколько история о Бодхидхарме легендарна? В какой степени Бодхидхарма связан с восточными единоборствами? Многие китайские и японские ученые утверждают, что такой человек действительно существовал в Китае между 520-535 гг. н.э.
Считается, что первый патриарх Бодхидхарма прибыл в Китай из Тянь-Чу (Индия). По различным письменным свидетельствам, он встречался с императором Китая Ву. Император Ву был приверженцем Буддизма и спросил своего гостя: «С начала своего правления я построил так много храмов, помог стольким монахам, переписал такое огромное количество священных книг, что трудно перечислить. Высоки ли мои заслуги?» На это Бодхидхарма ответил: «Здесь нет никакой заслуги ». «Почему же так?» — забеспокоился правитель. «Всё это мелочи, которые только могут способствовать перерождению на небесах. Ваши усилия всё ещё основываются на корысти, они очень эфемерны, как тень, падающая от тела», — сказал Бодхидхарма. Услышав такой ответ, император спросил: «Что же тогда достойно настоящих заслуг?» — «Поступок истинного достоинства полон чистой мудрости, он исходит из сферы таинственного, и его истинная природа находится за пределами понимания человеческого интеллекта, так как он не может быть устремлен к любым мирским целям». Император остался разочарованным встречей с Бодхидхармой и отпустил его. Бодхидхарма (Дамо) пересек реку Янцзы и отправился на север, в Шаолинь. Придя в монастырь, Дамо обнаружил, что монахи не могут заниматься медитацией по причине слабого тела. Они попросту спали, а не находились в медитации. Тогда он разработал для них различные комплексы упражнений – цигун, которые помогли им исправить это положение, укрепить здоровье и тело.
Бодхидхарма являлся потомком семьи Ша-ли ти. Он был третьим сыном короля Южной Индии Сян Чжи. У короля было желание сделать его наследником престола, но у сына не было интереса к политике, его искренним желанием было познать истину. Это стремление привело его к учителю Паньятара (или Праджнатара) и к учению буддизма. Бодхидхарма практиковал новую доктрину более шестидесяти лет, и когда пришел в Китай он был уже пожилым человеком.
Дальнейшие исследования показывают, что его настоящее имя было Бодхитара. Однако после того как он стал изучать буддийское учение, его учитель Праджнатара изменил его имя на Бодхидхарма, дабы отметить его необычайное проникновение в истину (бодхи), и в буддийские законы (дхарма). Дата его рождения является неопределенной, хотя день его рождения отмечается на пятый день десятого месяца лунного календаря. По мнению исследователей, эта дата является годовщиной его смерти, а не рождения. Тем не менее, использование этой даты наиболее оправдано, так как буддисты полагают, что его смерть знаменует собой принятие в нирвану, ведь он был возрожден, чтобы стать Бодхисаттвой или святым.
Загадочна не только его жизнь, но также полна тайн и его смерть. Рассказывают, что Бодхидхарма перед своей смертью просидел в пещере лицом к стене, неподалеку от храма Шаолинь, в течение 9 лет неподвижно, без еды и питья. Его пытались сдвинуть с места различными способами, однако ничего не вышло. После того как он закончил свою 9-ти летнюю медитацию, на стене появился его образ.
А вот другое предание. После того как Бодхидхарма умер, и ученики похоронили его, вернулась другая группа учеников, которые некоторое время отсутствовали. Они пребывали в хорошем расположении духа и спросили: где учитель? В ответ они услышали, что учителя похоронили. Прибывшие ученики были крайне удивлены, так как несколько дней шли вместе с учителем, и он оставил их лишь перед дверями храма. Завязался нешуточный спор, и один из учеников предложил вскрыть гроб и посмотреть что там. После того как гроб был вскрыт, ученики увидели там только одну сандалию, тела же не было.
Одним из материальных объектов, который Бодхидхарма принес из Индии в Китай, была Патра — чаша для подаяний, имеющаяся у каждого нищенствующего буддийского монаха. Легенда гласит, что Патра Шакьямуни будет использоваться каждым Буддой. Она была сохранена в Вайшали, а затем побывала в Гандхаре, Персии, Китае, на Цейлоне и во дворце Сагара, который лежит на дне моря. Там она ждет прихода Майтрейи, Будды будущего, а с ее абсолютным исчезновением религия Будды погибнет. Патра, которую Бодхидхарма принес с собой в Китай, как сообщается, в настоящее время сохранилась в Гуан-сяо (монастыре в Кантоне, в провинции Кванг-тун).